Ведение и предоставление реестра собственников помещений в многоквартирном доме

13 сентября 2018 года постановлением Правительства РФ от 13.09.2018 № 1090 были внесены изменения в лицензионные требования к управляющим организациям и утверждён перечень грубых нарушений лицензионных требований.

Среди прочего к лицензионным требованиям теперь причислена обязанность управляющей организации соблюдать ч. 3.1 ст. 45 Жилищного Кодекса РФ.

Управляющая организация, а также правление ТСН должны вести реестр собственников помещений, который содержит следующие сведения:

  1. ФИО собственника – для физического лица.
  2. Полное наименование и ОГРН собственника – для юридического лица.
  3. Номер помещения, собственником которого является физическое или юридическое лицо.
  4. Сведения о размерах принадлежащих собственникам долей в праве общей собственности.

Перечисленные выше сведения предоставляются инициатору общего собрания в течение пяти дней с момента получения от него обращения в управляющую организацию или ТСН.

Как часто нужно обновлять реестр собственников

В п. «б» ч. 4 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 указано, что стандарты управления многоквартирным домом обеспечиваются обновлением актуальных списков. И всё же неясно, как часто следует обновлять сведения: ежегодно, ежемесячно, ежечасно или в другие сроки?

В схожих нормативных актах, например, в постановлении Правительства РФ от 10.07.2013 № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации и прочее» требования к периодичности и срокам обновления утверждаются решением соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. По поводу обновления реестра собственников никаких решений и сроков не принято.

Управляющим организациям можно самостоятельно разработать регламент ведения реестра собственников помещений в МКД внутри управляющей организации или ТСН. Приказом следует назначить ответственное лицо, которое в определенные даты будет обновлять информацию (это может быть каждый месяц, раз в три месяца, или иная дата).

В таком случае при запросе сведений вы сможете выдать последнюю актуализированную версию реестра собственников. Если же окажется, что информация устарела, вы сможете доказать, что в полном объёме выполняли обязательства по актуализации, потому что обновляли данные в установленные внутренним приказом сроки. А законодательство иных сроков не устанавливает.

В каком виде необходимо предоставлять информацию

В законодательстве нет прямого ответа и на этот вопрос. Вы самостоятельно можете решить, в каком виде будете предоставлять сведения: в электронном или в печатном.

Указанный перечень информации всё равно недостаточен для проведения общего собрания собственников. В решениях собрания помимо ФИО собственника, номера квартиры и доли также необходимо указывать сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в МКД (пп. 2 ч. 5.1 ст. 48 ЖК РФ).

Напомним, что сведения о документе, подтверждающем право собственности, управляющая организация и ТСН предоставлять по запросу не обязаны. Инициатор собрания должен позаботиться о них самостоятельно, они являются открытыми (п. 5 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Росреестр предоставляет такие сведения платно, платит инициатор общего собрания собственников.

Ответственность за непредоставление реестра

Не предоставить реестр собственников помещений в МКД по запросу управляющая организация не может, поскольку эта обязанность в сентябре 2018 года стала лицензионным требованием.

Управляющие организации обязаны предоставлять реестр собственников

В канун новогодних праздников был принят Федеральный закон от 31.12.2017 № 485-ФЗ. Одним из нововведений стала обязанность управляющей организации вести реестр собственников помещений многоквартирных домов. Реестр собственников – база, в которой управляющая организация ведёт учёт собственников жилых и нежилых помещений в МКД.

Также в ст. 45 ЖК РФ добавили ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, в котором управляющая компания обязана предоставить реестр собственников помещений в МКД инициатору общего собрания собственников по письменному обращению или обращению в ГИС ЖКХ в течение пяти дней. Согласие остальных собственников на предоставление реестра с персональными данными в целях созыва и организации проведения ОСС не требуется. Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, помимо ведения реестра собственников помещений МКД управляющая организация должна: собирать, обрабатывать и хранить информацию о жителях МКД; ставить граждан на регистрационный учёт или снимать с учёта выдавать жильцам им справки и выписки.

Это важно знать:  Прекращение права собственности на недвижимое имущество

Изменения вступили в силу 11.01.18г.

Текст ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ: «Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Предоставление реестра собственников всем подряд или только избранным?

Управление многоквартирным домом (далее – МКД) предполагает выполнение установленных стандартов, в частности, и ведение реестра собственников помещений в МКД в соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Данная норма возлагает на управляющую организацию (далее — УО), ТСЖ, ЖСК обязанность ведения реестра собственников помещений в МКД и его предоставление инициатору общего собрания собственников в течение пяти дней с момента поступления запроса о предоставлении реестра. При этом согласие собственников помещений на передачу персональных данных, содержащихся в реестре, при предоставлении этого реестра в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

С одной стороны, вполне понятным и обоснованным выглядит отказ УО в предоставлении реестра в ситуации, когда у УО возникают сомнения относительно статуса лица, обратившегося с запросом о предоставлении реестра собственников и преследуемых им целей. Ведь за разглашение персональных данных без согласия субъекта в случаях, не перечисленных в законе, можно получить очередной штраф.

С другой стороны, собственники помещений не торопятся своевременно предоставлять в УО сведения о зарегистрированных правах на принадлежащие им помещения, единственным способом для торжественного вручения УО реестра инициатору является истребование таких сведений из Росреестра. Однако, данная услуга является не бесплатной и на предоставление Росреестром данных о зарегистрированных правах на недвижимое имущество может потребоваться значительное количество времени.

Но, данные обстоятельства мало кого волнуют…

Начитавшись в качестве настольной книги перед сном ЖК РФ, инициативные инициаторы на утро отправляются прямиком в ГЖИ, не дождавшись предоставления реестра собственников в установленный законом 5-дневный срок.

Поскольку ч. 3.1. ст. 45 ЖК РФ введена относительно недавно – с 11.01.2018г. судебная практика по данному вопросу только начинает формироваться.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.03.2019г. № Ф04-386/2019 в удовлетворении требований УО о признании незаконным предписания ГЖИ было отказано.

Фабула дела такова: собственник, по инициативе которого созывается ОСС, обратился в УО с запросом о предоставлении реестра собственников помещений. УО реестр в ответ на запрос не направила, предложив заявителю предоставить информацию и документы, подтверждающие намерение провести ОСС.

Это важно знать:  Можно ли приватизировать квартиру без согласия прописанных

Не согласившись с таким ответом УО, собственник обратился с жалобой в ГЖИ. В ходе проведенной проверки ГЖИ было установлено, что УО не исполнило обязанность, предусмотренную ч. 3.1. ст. 45 ЖК РФ, по предоставлению реестра собственников помещений, в отношении УО вынесено предписание.

Суды первой и апелляционной инстанции признавая оспариваемое предписание ГЖИ незаконным исходили из того, что в рассматриваемом случае для созыва собрания реестр собственников помещений в МКД не требовался, поскольку решением ОСС определен способ оповещения о проведении последующих общих собраний путем размещения уведомления на информационных стендах в подъезде дома.

Однако судом кассационной инстанции было указано, что суды не учли следующее:

«Из буквального толкования указанной нормы следует, что в заявлении о предоставлении реестра собственников помещений в МКД должна быть указана цель его получения — для созыва и проведения общего собрания, при этом необходимость предоставления каких-либо документов, подтверждающих намерение собственника выступить инициатором проведения общего собрания, не предусмотрена.

Кроме того, вопреки позиции судов предоставление реестра собственников помещений требуется не только для созыва общего собрания собственников помещений в МКД.

Согласно подпункту «а» пункта 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 937/пр (далее — Требования № 937/пр), реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников — физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме, является обязательным приложением к протоколу общего собрания.

Без сведений, указанных в данном реестре, невозможно посчитать количество голосов для определения кворума, необходимого для проведения собрания и принятия решений, оформить результаты голосования (часть 1 статьи 46, части 1, 3, 5.1 статьи 48 ЖК РФ, пункт 11 Требований).

Принимая во внимание, что отказ ООО «Квартал-Сервис» в предоставлении Ильченко Н.В. реестра собственников помещений в МКД противоречит части 3.1 статьи 45 ЖК РФ и препятствует ей провести общее собрание собственников МКД, вывод судов об отсутствии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания нельзя признать обоснованным».

Поскольку непредставление реестра собственников инициатору ОСС подпадает под нарушение лицензионных требований, а также учитывая вышеприведенную судебную практику, целесообразно не затягивать с выдачей реестра инициатору в целях созыва и организации проведения ОСС.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на V юбилейный Слет по управлению МКД. Вся необходимая информация и заявка находятся здесь .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Рассылка новостей ЖКХ

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

Это важно знать:  Можно ли быть прописанным в двух квартирах

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: