Мусорокамера в многоквартирном доме: нормы 2020 года

Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании частично недействующим подпункта м» пункта 5.9.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170,

подпункт «м» пункта 5.9.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее — Правила), устанавливает, что мусоросборные камеры не должны граничить с жилыми помещениями.

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного предписания в части, допускающей расположение мусоросборной камеры смежно с кухней жилого помещения. Заявитель считает, что оспариваемая норма противоречит статьям 21, 40 и 42 Конституции Российской Федерации, статьям 1 и 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Пояснил, что, проживая в квартире на первом этаже жилого дома, кухня которой граничит с мусороприемной камерой, он испытывает вредное воздействие неблагоприятных факторов, связанных с размещением в камере отходов потребления, чем нарушается его право на охрану здоровья.

Выслушав объяснения К., возражения представителей Минрегиона России П. и Р., Минюста России Б., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает заявление не подлежащим удовлетворению.

Правила изданы в соответствии с пунктом 53 ранее действовавшего Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. N 1289. Указанный комитет преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое согласно пункту 8 Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 находится в ведении Минрегиона России. Оспариваемый в части нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 15 октября 2003 г., регистрационный N 5176, опубликован в «Российской газете» 23 октября 2003 г.

Статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации, статьи 1 и 8 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляют право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливая право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, определяет, в том числе, что жилые помещения по планировке должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока; при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац второй статьи 8, пункт 1 статьи 23, пункт 1 статьи 24).

Указанными законоположениями, имеющими общий характер, непосредственно не установлены требования к жилым помещениям и расположенному в зданиях инженерному оборудованию, условиям их эксплуатации. Безопасность и безвредность для человека условий проживания обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Санитарные правила согласно их пункту 1.4 предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Это важно знать:  Перечень организаций для управления многоквартирным домом: временная управляющая компания

Пункт 3.11 и абзац второй пункта 8.2.3 этих Санитарных правил устанавливают запрет на размещение мусороприемной камеры, ствола мусоропровода и устройства для его очистки и промывки над жилыми комнатами, под ними, а также смежно с ними. Предписаний, предусматривающих запрет на расположение мусороприемной камеры смежно с помещением кухни, указанные Санитарные правила не содержат.

Жилищный кодекс Российской Федерации определяет, что кухня является помещением вспомогательного использования, предназначенным для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в квартире, для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире предназначена комната (части 3 и 4 статьи 16).

Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, не допускает к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования (абзац второй пункта 6).

Из содержания приведенных норм следует, что комната и кухня имеют различное функциональное назначение, с учетом которого и осуществляется правовое регулирование отношений по размещению указанного выше оборудования.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, устанавливающих ограничения по размещению мусороприемной камеры смежно с помещением кухни, не имеется.

Оспариваемые в части Правила согласно содержанию пункта 1.1 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, и исходя из указанных целей оспариваемая в части норма подлежит применению в системной связи с нормами действующего федерального законодательства, в том числе с учетом Санитарных правил.

Доводы заявителя о нарушении конституционных прав, в том числе права на жилище, самим фактом расположения названного инженерно-технического оборудования смежно с помещением кухни фактически сводятся к оценке потребительских свойств и технических характеристик занимаемого заявителем жилого помещения и не могут являться основанием для признания оспариваемой в части нормы недействующей.

Необоснованна и ссылка заявителя на Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не имеющий общего с Правилами предмета правового регулирования.

С учетом изложенного оспариваемое в части нормативное предписание действующему законодательству не противоречит и прав заявителя не нарушает.

в удовлетворении заявления К. о признании частично недействующим подпункта «м» пункта 5.9.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА

Установка контейнеров в МКД с мусорокамерами

Вопрос :

На кого возложена обязанность по установке мусорных контейнеров для МКД, оборудованных мусорокамерами?

Ответ :

Обязанность по обеспечению мусорными контейнерами многоквартирных домов, оборудованных мусорокамерами, лежит на региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Разъяснения по вопросу необходимости обустройства контейнерных площадок для многоквартирных домов, оборудованных мусорокамерами, приведены в Обосновании.

Складирование твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) осуществляется потребителями следующими способами (п.10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156)) :

— в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

— в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

— в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры (п.13.1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156)

Это важно знать:  Срок действия выписки ЕГРН на недвижимое имущество

Расходы на приобретение контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание учитываются при установлении тарифа на обращение с твердыми коммунальными отходами (п.п.18, 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что обеспечивать места накопления ТКО мусорными контейнерами должен региональный оператор за счет тарифа на обращение с ТКО.

По нашему мнению, обязанность по приобретению мусорных контейнеров может быть возложена на управляющую организацию только при наличии решения общего собрания, которым определены источники финансирования указанных мероприятий.

Что касается обязанности обустройства контейнерной площадки для накопления ТКО для многоквартирных домов, которые оборудованы мусоропроводами, поясняем следующее.

Места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039).

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

Обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для ТКО обязаны управляющие организации (п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170).

Содержание общего имущества в зависимости от состава и конструктивных особенностей общего имущества многоквартирного дома включает в себя (пп. «д1″, д2» п.11 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, п.26.1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290) :

— организацию мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп;

— содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

— организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что обязанность по обустройству площадок для накопления ТКО возложена действующим законодательством на управляющую организацию.

Обращаем ваше внимание на то, что судебная практика по вопросу о необходимости оборудования контейнерных площадок для накопления ТКО в многоквартирных домах, которые оборудованы мусоропроводами (мусорокамерами) противоречива.

Из анализа судебной практики можно сделать вывод о том, что вопрос об обязанности управляющей организации оборудовать контейнерную площадку для накопления ТКО при наличии мусоросборной камеры, должен решаться с учетом следующего :

— соответствие количества мусорных контейнеров в мусорокамерах нормам обеспеченности мусорными контейнерами;

— фактический способ накопления ТКО в многоквартирном доме.

Мусорокамера в многоквартирном доме, нормы 2020

Использование мусорокамеры для хранения.

Добрый день. Имеется многоквартирный дом, где всем домом решено было отказаться от использования мусоропровода, в следствие чего на каждой площадке с мусоропроводом появились двери, предприимчивые жильцы путем обхода квартир и получения согласия получили эти площади себе. И т.к. поезд ушел, а я отставший остался без дополнительной кладовки под свои велосипеды, то мне подсказали еще одно место которое можно попробовать забрать себе — мусорокамера. Раз весь мусоропровод с 9 этажа и по первый закрыт, а мусорокамера используется в качестве кладовки дворника для хранения своих некоторых вещей и вторсырья, то нет ли никаких запрещающих факторов на использование данной площади уже мной? (обход жильцов с опросом разумеется будет проведен). Не будет ли возражать УК и есть ли у нее на это право?

P.S. Есть еще подвал, огромный и пустой, могут ли жильцы что-либо там организовать?

zart написал:
Добрый день. Имеется многоквартирный дом, где всем домом решено было отказаться от использования мусоропровода, в следствие чего на каждой площадке с мусоропроводом появились двери, предприимчивые жильцы путем обхода квартир и получения согласия получили эти площади себе. И т.к. поезд ушел, а я отставший остался без дополнительной кладовки под свои велосипеды, то мне подсказали еще одно место которое можно попробовать забрать себе — мусорокамера. Раз весь мусоропровод с 9 этажа и по первый закрыт, а мусорокамера используется в качестве кладовки дворника для хранения своих некоторых вещей и вторсырья, то нет ли никаких запрещающих факторов на использование данной площади уже мной? (обход жильцов с опросом разумеется будет проведен). Не будет ли возражать УК и есть ли у нее на это право?

Это важно знать:  Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами: как получить

P.S. Есть еще подвал, огромный и пустой, могут ли жильцы что-либо там организовать?

zart , простите, это первая естественная реакция, а именно:

А можете сообщить,что за улица и дом в Уфе, который «имеется», и где

zart написал:
всем домом решено было отказаться от использования мусоропровода

И как это решение было оформлено, и кем.
И куда теперь девается мусор. Или жильцы его сами «вторперерабатывают»?

Мусорокамера в многоквартирном доме, нормы 2020.

Нормы обслуживания мусоропроводов

Исправное и безопасное функционирование мусоропроводной системы жилого дома зависит от своевременности и качественности выполняемых сервисных работ по требованиям Постановления №170 Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Кто ответственен за состояние мусоропроводов?

Что входит в обязанности эксплуатирующей компании?

1) Оповещение жильцов дома при заселении о времени проведения санитарных работ, для исключения случаев использования мусоропровода в данный период.

2) Регулярное осуществление процессов очищения, промывания и дезинфекции загрузочных клапанов (1 раз в неделю), внутренней поверхности ствола и других элементов мусоропровода (1 раз в месяц) с применения щеток и специализированных антисептических средств.

3) Обеспечение ежемесячного обеззараживания, дезинсекции и дератизации помещения мусоросборной камеры и ее оборудования, включая контейнеры, силами службы санэпидемстанции.

4) Ежедневное опорожнение или замена заполненных приемочных емкостей под мусоропроводом и вывоз отходов.

5) Устранение засоров в стволе мусоропровода через загрузочный клапан мусоропровода с предварительным снятием ковша или наладочные работы при поломках и ситуациях аварийного характера в течение суток.

6) Профилактический осмотр элементов мусоропровода электромонтером или слесарем-сантехником на предмет выявления неисправностей и повреждений дважды в год, и дополнительно по заявкам жильцов дома или технического персонала.

7) Плановый ремонт мусоропропровода один раз в 5 лет, по мере необходимости с учетом группы капитальности здания, местных условий и уровня физического износа.

Какие действия можно предпринять, если нарушены санитарные нормы содержания мусоропроводов в многоквартирных домах?

В данном случае необходимо направить жалобу в Роспотребнадзор для привлечения управляющей компании к административной ответственности.

Мусорокамера в многоквартирном доме, нормы 2020.

Можно ли проектировать жилые многоквартирные дома высотой более 4-х этажей без мусоропровода в городах?

Пункт 9.30 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» (входит в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона ‘Технический регламент о безопасности зданий и сооружений’) независимо от места расположения ж/дома (в городе или поселке) гласит:

«Необходимость устройства мусоропровода в жилых домах определяется заказчиком по согласованию с органами местного самоуправления и с учетом принятой в населенном пункте системой мусороудаления. Устройство мусоропровода обязательно в специализированных домах для инвалидов и для престарелых.»

Органами местного самоуправления отказ от устройства мусоропровода в проектируемом жилом доме может быть согласован в трех случаях:

  • при отсутствии в данном муниципальном образовании спецавтохозяйства, способного осуществлять забор и вывоз мусора от мусоросборных камер;
  • при фактической невозможности или нецелесообразности устройства подъезда спецмашины к мусоросборной камере проектируемого жилого дома;
  • при наличии у заказчика документа, согласованного с органами саннадзора, об отказе от устройства мусоропровода всеми (!) будущими жильцами-собственниками квартир.
  • Федеральный закон 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст. 12,23);
  • Федеральный закон 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ст. 139);
  • СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты (п.5.2.1, 6.7.19 и др.).

»

Следующая
Учетные процедурыКаков срок приобретательной давности на недвижимое имущество

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector