Пользование придомовой территорией многоквартирного дома

Содержание

Зачастую у собственников помещений в жилом доме возникают конфликты относительно порядка совместного пользования общей территорией. В особенности остро, как правило, такой вопрос стоит для собственников нежилых помещений, а также новоселов. Двор нередко оказывается закрыт шлагбаумом или воротами, а все парковочные места на придомовой территории – распределены между «старожилами».

Каким образом решить проблему и получить доступ к проезду во двор и парковке?

Прежде всего, необходимо понимать механизм правового взаимодействия между жильцами многоквартирного дома, а также порядок пользования территорией, прилегающей к дому. Для этого разберем вопросы:

1. Каким образом формируется земельный участок под домом и как оформляются права на него жильцами дома?

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (п. 1, 2 ст.36 Жилищного кодекса РФ). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в доме.

При этом формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (п.4, 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» разъяснено, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При этом, если земельный участок под домом не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования (п.67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирный дом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Таким образом, с момента формирования земельного участка под домом он презюмируется в качестве находящегося в общей собственности собственников помещений.

Учитывая всё вышеперечисленное, можно говорить о том, что даже в случае, если земельный участок под домом не сформирован надлежащим образом, это не препятствует собственникам помещений владеть и пользоваться им в установленных пределах, в том числе, устанавливать ограждения (при условии соблюдения соответствующего порядка).

2. Каким образом определяется порядок пользования придомовой территорией, законно ли ограничение доступа к придомовой территории (установка ворот, шлагбаума)?

Полномочия по распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме закон относит к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (как жилых, так и нежилых). К компетенции общего собрания также относится принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им (пп.2 п.2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ).

Правоотношения, связанные с установкой ограждений на придомовых территориях многоквартирных домов в городе Москве и их демонтажем, урегулированы Постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 N 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве» (Порядок), в соответствии с пунктами 4, 7 которого установка ограждающих устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких многоквартирных домов с последующим согласованием Советом депутатов муниципального округа, на территории которого планируется размещение соответствующего ограждающего устройства.

Таким образом, установку ворот (ограждающего устройства) при въезде на территорию двора жилого дома необходимо осуществлять на основании общих собраний собственников и согласовывать с Советом депутатов муниципального округа.

3. Правомерно ли ограничение прав собственников нежилых помещений, а также новых собственников недвижимости (новоселов) на использование придомовой территории по сравнению с правами собственников жилья; каков порядок определения порядка использования придомовой территории?

Порядок определения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, как для собственников жилых, так и нежилых помещений, устанавливается статьей 37 Жилищного кодекса РФ в пропорциональном размере к общей площади помещения, принадлежащего конкретному собственнику.

Это важно знать:  Виды обременений прав на недвижимое имущество

Согласно статье 39 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений несут бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме, доля участия каждого собственника в несении таких расходов определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Таким образом, при определении прав пользования общим имуществом в многоквартирном доме закон не делает никакого разделения между правами лиц, владеющих на праве собственности жилыми или нежилыми помещениями, а также не различает права собственников в зависимости от длительности владения ими недвижимостью. Доступ на придомовую территорию также должен осуществляться с учетом обеспечения баланса интересов собственников жилых и нежилых помещений.

В соответствии с пунктами 6, 11 Постановления Правительства Москвы от 02.07.2013 N 428-ПП «О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве», въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Установка и содержание ограждающих устройств осуществляется за счет собственных средств собственников помещений в многоквартирном доме. Соответствующую информацию об утверждении общим собранием собственников соответствующего Порядка использования придомовой территории можно запросить в Управляющей компании и у Председателя Совета дома. Существует возможность оспорить соответствующие решения общего собрания собственников помещений в доме в судебном порядке (перспективы такого обжалования необходимо определять с учетом сроков исковой давности, в зависимости от времени принятия соответствующего решения).

4. Каков порядок получения отчетности об использовании денежных средств на эксплуатацию ворот (содержание охраны)?

Для получения информации по основаниям и порядку использования придомовой территории необходимо обратиться с письмом в товарищество собственников (ТСЖ) либо в Управляющую компанию (в зависимости от того кто является управляющей организацией) за разъяснением вопросов и для получения копий определенных документов. Письмо должно содержать следующие пункты:

  • на каком основании (на праве собственности или праве аренды) собственниками помещений в доме осуществляется использование придомовой территории;
  • предоставить копии документов, подтверждающих права собственников помещений в доме на земельный участок придомовой территории (договор аренды с множественностью лиц, иной документ о предоставлении земельного участка, удостоверяющий права на земельный участок);
  • на каком основании была осуществлена установка ворот(ограждения, шлагбаума), ограничивающих въезд на придомовую территорию дома;
  • предоставить заверенную копию протокола Общего собрания собственников Дома, на котором было принято решение об установке указанных ворот (ограничении доступа на придомовую территорию дома);
  • предоставить заверенные копии протоколов Общего собрания собственников Дома, устанавливающих порядок пользования придомовой территорией со стороны собственников жилых и нежилых помещений в Доме;
  • предоставить заверенные копии протоколов Общего собрания собственников Дома относительно установления размера платы за обслуживание таких ворот и содержание охраны, уплачиваемой собственниками помещений в Доме.

В соответствии с положениями пункта 3 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», Управляющая организация обязана предоставлять по запросам собственника, в том числе, следующую информацию:

  • информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
  • сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
  • информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
  • информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
  • информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
  • информацию о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
  • информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
  • отчет об исполнении управляющей организацией договора управления.

Таким образом, информация о расходах на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома должна предоставляться Управляющей организацией по запросу собственника.

В случае если расходы по содержанию ворот (охраны, ограждения, шлагбаума) не подлежат сбору через Управляющую организацию, а собираются непосредственно Советом дома, размер таких расходов должен быть установлен решением Общего собрания.

Собрав всю необходимую информацию, собственник нежилого помещения сам либо с дополнительной юридической помощью может решить свои вопросы в зависимости от собранных им данных путем переговоров с представителями жильцов либо, в случае недоговоренности, судебным порядком.

Это важно знать:  Жилищный кодекс РФ 2021 года: коммунальная квартира

Юридические консультации

Если вы попали в подобную ситуацию, вы можете задать вопрос или обратиться за помощью к специалистам нашей компании

О порядке принятия решений об использовании придомовой территории

В Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края (далее — Инспекция) нередко поступают обращения собственников помещений в многоквартирных домах о нарушениях при использовании земельного участка придомовой территории многоквартирного дома.

Инспекция считает возможным разъяснить следующее.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктом «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Для определения порядка действий принципиальное значение имеют сведения о земельном участке, которые в открытом доступе в сети Интернет размещены на публичной кадастровой карте, а также могут быть получены за плату в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю.

Если сведения о земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют и, соответственно, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, в общей долевой собственности собственников помещений не находится, правом на распоряжение участком наделен орган местного самоуправления.

В связи с чем, любое использование земельного участка придомовой территории (организация на придомовой территории автопарковки, размещение ограждения, шлагбаума, торговых объектов и др.) свидетельствует о нарушении норм земельного законодательства и является основанием для обращения в орган местного самоуправления.

В указанном случае основание для проведения проверки Инспекцией отсутствует.

Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, находится в общей долевой собственности собственников помещений этого дома (поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, границы участка определены в соответствии с требованиями земельного законодательства, участок имеет вид разрешенного использования: под многоквартирный дом), то любое ограничение в пользовании общим имуществом (земельным участком) свидетельствует о нарушениях законодательства.

Решение о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в указанном случае принимаются на общем собрании большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 44 ЖК РФ).

Если решение об использовании общего имущества (земельного участка) на общем собрании собственником помещений не принималось или при его принятии были допущены нарушений ЖК РФ, если решение принято и реализовано неуполномоченными лицами, вне компетенции собрания (к примеру, решение принято на общем собрании членов ТСЖ (ЖСК), единолично председателем правления ТСЖ (ЖСК), должностным лицом управляющей компании, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, председателем совета многоквартирного дома, несколькими собственниками помещений, в том числе, нежилых помещений, в доме, арендаторами помещений в доме) собственники помещений в многоквартирном доме вправе обратиться в Инспекцию для проведения проверки, указав в обращении конкретные факты нарушений, приложив к обращению (при наличии) копии решений общих собраний, фотоматериалы, документы переписки по указанной проблеме.

Напоминаем, что обращение в Инспекцию может быть подано в электронной форме только через ГИС ЖКХ, в письменной форме по почте либо лично непосредственно в Инспекцию.

Придомовая территория: на что имеем право

Какой может быть придомовая территория? И что нужно знать собственникам, чтобы использовать прилегающий к многоквартирному дому участок в своих интересах?

БН разбирался, что может входить в состав придомовой территории, кто имеет право ею распоряжаться и как жильцам проверить, не нарушаются ли их интересы при эксплуатации участка.

По духу закона

Отметим сразу, что четкого понятия «придомовая территория» в федеральном законодательстве нет. Есть Постановление Правительства РФ от 13.08. 2006 № 491 «Об утверждении правил содержания имущества многоквартирного дома…». В нем сказано, что в состав придомовой территории могут входить детские и спортивные площадки, коллективные автостоянки, пожарные проезды, трансформаторные подстанции и т. д. Но в каждом конкретном случае чиновники определяют размер придомовой территории с учетом плотности окружающей застройки, наличия дорог общего пользования, этажности дома и пр.

Право граждан на владение и распоряжение придомовой территорией закреплено в статье 36 Жилищного кодекса РФ. Но воспользоваться им могут лишь собственники жилья – и только если надел прошел процедуру межевания и был поставлен на кадастровый учет. Каждый владелец жилья в теории имеет право на долю на придомовой территории – разумеется, речь может идти только об общедолевой собственности.

ТСЖ, ЖСК или УК по запросу граждан обязаны сообщить, были ли проведены межевание и постановка на кадастровый учет. Также это можно узнать, обратившись в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу.

Это важно знать:  Квартира инвалидам 2 группы с детства

В Петербурге в общедолевую собственность оформлено 11 тысяч придомовых территорий. При этом всего в городе более 23 тысяч многоквартирных зданий

Управление Росреестра на запрос даст один из двух вариантов ответа. Либо на придомовую территорию оформлено право общедолевой собственности. Либо земля предоставлена ТСЖ, ЖСК, УК в пользование, тогда между городом (собственником) и пользователями должен быть заключен соответствующий договор. В документе прописываются условия использования участка, возможность возведения на нем строений, право (или его отсутствие) на передачу территории в аренду третьим лицам.

Стремиться к согласию

Если участок поставлен на кадастровый учет, то вопрос о его использовании решается на общем собрании собственников. Это может быть например, организация стоянки автомобилей, детских и спортивных площадок, сдача земли в аренду третьим лицам… За тот или иной вариант использования должны проголосовать не менее двух третей владельцев жилья.

В большинстве случаев конфликты между соседями возникают, если речь идет о создании на придомовой территории огороженной парковки. Зачастую машиномест в ней на всех желающих не хватает. И владельцы вынуждены договариваться между собой, иначе дело может дойти до судебных разбирательств.

Довольно часто встречается ситуация, когда граждане приобретают квартиры на вторичном рынке, а в пользовании автостоянкой им отказывают. В этом случае у управляющей компании необходимо запросить копию протокола общего собрания собственников, на котором было принято решение о создании стоянки и внимательно его изучить. Как правило, в протоколе содержится перечень квартир, собственники которых имеют право пользоваться парковкой.

Каждая пятая огороженная парковка на придомовых территориях в городе создана с нарушениями законодательства либо без учета мнения жильцов

Отметим, что на оформленных в общедолевую собственность придомовых территориях может быть организована и платная парковка. Законодательство этого не запрещает. Но обычно суды встают на сторону собственников, которые выступают против таких инициатив.

«Другое дело, если плата взимается за охрану территории автостоянки, или ТСЖ, ЖСК, УК арендует участок под нее у города, что тоже бывает нередко. Тогда сбор средств за пользование парковкой с граждан происходит на законных основаниях», – отмечает консультант Комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Анна Горбенко.

Иногда появление огороженных зон может спровоцировать скандалы между жильцами соседних домов, особенно, если гражданам закрывается наиболее короткий проход или выезд на магистрали. И если участок, где организована парковка, оформлен в общедолевую собственность, то как-то повлиять на ситуацию будет проблематично.

Часто вопросы к ТСЖ, ЖСК, УК возникают, когда жильцы узнают, что часть придомовой территории сдается в аренду третьим лицам. Например, под уже упоминавшиеся платные автостоянки, торговые павильоны и пр. И граждане хотят знать, на какие цели расходуются полученные доходы. Эта информация должна быть отражена в протоколе общего собрания жильцов. Доходы от аренды разрешается тратить на текущий и капитальный ремонт дома, оплату общих расходов по его содержанию, озеленение территории или накапливать в специальных фондах, если собственники не возражают. Управляющие организации обязаны ежегодно отчитываться перед владельцами жилья о заработанных на аренде земельного участка средствах.

Главное – инициатива

Когда придомовая территория предоставлена ТСЖ, ЖСК, УК на праве пользования, то торопиться с созданием парковок, спортивных площадок и т. п. не стоит. Тем более если в договоре с городом у землепользователей нет такого права. Иначе любой желающий сможет оспорить в судебном порядке любые инициативы жильцов.

В этом случае на общем собрании собственников следует принять решение об оформлении придомовой территории в общедолевую собственность и избрать уполномоченное лицо, которое приступит к сбору необходимых документов. В ТСЖ, ЖСК обычно это члены правления. В УК – специалисты этой организации.

В районных судах Петербурга ежемесячно рассматриваются три-пять дел по оспариванию законности создания парковок. В половине случаев суд встает на сторону истца

Стоит признать, что чиновники не слишком охотно оформляют в общедолевую собственность придомовые участки в центральной части города, а также в районах давно сложившейся застройки – здесь зачастую собственникам предлагается межевать участки под обрез жилого здания. Не исключено, что для дома с историей необходимо будет поднимать множество архивных справок, и придется отстаивать свои права на землю в судебном порядке. Лучше всего в таких случаях прибегнуть к услугами юристов.

Грамотное оформление надела в общедолевую собственность позволит, помимо всего прочего, избежать таких неприятностей, как уплотнительная застройка, вырубка деревьев и т. д. Нюансов в использовании собственниками придомового участка более чем достаточно, но отстаивать свои законные интересы можно и нужно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: