Бесхозяйный объект недвижимого имущества

Правовой центр ДВА М предлагает услуги по защите прав фактических владельцев незарегистрированного имущества, а также услуги по юридическому сопровождению постановки социально значимых объектов на учет в качестве бесхозяйных вещей.

Правовой центр ДВА М готов оказать широкий спектр юридических услуг по вопросам, связанным с оформлением прав на бесхозяйное имущество, включая:

Анализ возможностей

постановки незарегистрированного имущества на учет в качестве бесхозяйного

Юридическое сопровождение

оформления прав на незарегистрированные объекты

Юридическое сопровождение

при проведении проверок компетентных органов по вопросам эксплуатации незарегистрированного имущества

Подготовка юридических заключений

по вопросам предотвращения рисков постановки незарегистрированного имущества на учет в качестве бесхозяйного

по спорам с органами государственной власти, связанным с постановкой на учет в качестве бесхозяйного имущества

Споры о признании недвижимости бесхозяйной

Существенные изменения в земельном законодательстве в 90е г.г. XX века привели к тому, что многие объекты недвижимости (в том числе, обладающие значительным инвестиционным потенциалом) фактически не имеют законного («официального») собственника, а правовой статус их не определен.

В результате является достаточно распространенной ситуация, когда собственник здания фактически пользуется им, но при этом его право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Можно выделить ситуации, когда:

  • есть документы о праве собственности на объект, выданные до введения системы регистрации прав на недвижимость в 1998 г. (ранее возникшие права);
  • фактический владелец не имеет документов, подтверждающих право собственности.

В первом случае право, формально, считается действительным и может быть зарегистрировано в любой момент по желанию собственника.

А во втором – зарегистрировать право чаще всего можно только в судебном порядке: либо по истечении 18 лет владения имуществом (3 года исковой давности и 15 лет приобретательной) либо, если есть соответствующие основания, — в рамках спора о признании права собственности или оспаривании отказа в регистрации.

Однако грань межу этими случаями тоньше, чем кажется. Так, например, права на недвижимость, приобретенную в рамках первых волн приватизации девяностых, зарегистрировать не всегда просто. Приватизационные документы тех лет часто не содержат полноценного перечня передаваемых в составе предприятия зданий и сооружений, расположения и характеристик таких объектов. Особенно актуальна данная проблема для вспомогательных объектов, учетом которых до недавнего времени всерьёз не занимались. В связи с этим почти в каждом крупном имущественном комплексе с давней историей можно найти такие «серые» объекты.

Отдельная проблема – инженерные сети и иные объекты инфраструктуры, которые в зависимости от ряда обстоятельств должны были либо приватизироваться вместе с предприятиями, либо передаваться в муниципальную собственность. А в результате — часто оказывались просто забыты.

При этом в последние годы местные администрации (например, органы государственной власти г. Москвы) проводят политику «собирания» всей недвижимости без регистрации для последующего присвоения такому имуществу статуса бесхозяйного и регистрации права государственной или муниципальной собственности.

В свете вышесказанного, нельзя исключать ситуацию, когда посреди территории завода или офисного центра окажется сарай или гараж, находящийся в городской либо муниципальной собственности, поскольку фактический владелец ранее не оформил на него свои права. Это может быть особенно неприятно, если земля под зданиями оформлена в аренду, так как собственник остальных зданий перестает быть единственным арендатором участка.

Бесхозяйная вещь

В случае, если Вы обнаружили в своем почтовом ящике уведомление о том, что Ваше имущество поставлено на учет как бесхозяйная вещь, стоит учесть следующее.

В соответствии с законом, бесхозяйная вещь – такая вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные вещи подлежат специальному учету в едином реестре недвижимости.

По истечении 1 года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (в Москве бесхозяйное имущество принимается в городскую собственность).

Четкое регулирование оснований для признания имущества бесхозяйным в законе отсутствует. В связи с этим и практика земельных споров в отношении бесхозяйных вещей также является противоречивой.



Так, исходя из смысла нормы закона, само по себе отсутствие регистрации права собственности на недвижимую вещь за каким-либо лицом – еще не достаточное основание для того, чтобы сделать вывод, что вещь является бесхозяйной.

У вещи может быть законный собственник, который имеет законные основания для регистрации права собственности на такую вещь, но не произвел необходимых для этого действий.

Кроме этого, у вещи может быть владелец, который открыто и добросовестно владеет такой вещью на протяжении достаточно длительного времени и претендует на признание права собственности на основании приобретательной давности. Например, в случаях кода право покупателя на объект не может быть зарегистрировано в связи с ликвидацией продавца, объект является самовольной постройкой, по требованию о сносе которой истек срок исковой давности и т.д.

С одной стороны, иногда суды становятся на сторону такого фактического владельца и исходят из того, что объект, эксплуатируемый каким-либо лицом, не может быть признан бесхозяйным.

Вместе с тем, в некоторых случаях суд подходит к вопросу бесхозяйности вещи формально, руководствуясь принципом: «нет собственника – нет владельца». В таких случаях суды считают правомерным внесение вещи в реестр бесхозяйного имущества с последующим приобретением в публичную собственность через суд.

В такой ситуации для того, чтобы сохранить за собой недвижимость без регистрации, необходимо заручиться помощью компетентного судебного юриста.

Понуждение к принятию бесхозяйного имущества в муниципальную собственность

В отдельных случаях может возникать необходимость, напротив, понудить орган местного самоуправления (или орган власти субъекта в городах федерального значения) обратиться за постановкой недвижимости на учет в качестве бесхозяйного имущества либо заставить принять бесхозяйную вещь в публичную собственность.

Особенно актуально это в отношении инженерных сетей и иных объектов инфраструктуры в случаях, когда они необходимы для обеспечения деятельности основного объекта (предприятия, жилых домов и т.д.), но его собственник не желает принимать на себя издержки по их содержанию.

Согласованная позиция судов относительно возможности понудить орган власти принять на учет бесхозяйную вещь также отсутствует.

В связи с этим для компетентного юриста представляется возможность обосновать суду необходимость поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества социально значимый объект.

Правовой центр ДВА М имеет обширный опыт представления интересов частных лиц во взаимоотношениях с государственными органами.

Мы поможем Вам сформировать выигрышную правовую позицию, подготовим необходимые для защиты Ваших прав документы, а также возьмем на себя представление Ваших интересов во взаимодействии с органами государственной власти и в судебных инстанциях.

Бесхозяйное имущество. Гражданский кодекс

Бесхозяйное имущество Гражданский кодекс рассматривает как вещь, которой может пользоваться любой субъект, если это не оспаривается законным ее владельцем. Рассмотрим далее особенности таких материальных ценностей.

Определение

Что такое бесхозяйное имущество? Гражданский кодекс в ст. 255 содержит определение таких вещей. Ими называют объекты, которые не имеют законных владельцев. В качестве них также выступают вещи, хозяева которых не установлены/отказались от них. В нормах предусмотрен специальный порядок принятия на учет бесхозяйного имущества. Он предполагает следующие этапы:

  1. Прием документации, необходимой для принятия недвижимых бесхозяйных вещей.
  2. Юридическую экспертизу.
  3. Внесение записей в ЕГРП.

Заявление о бесхозяйном имуществе

  1. Местным органом власти сельских, городских поселений, округов, МО в отношении объектов, находящихся в пределах данных административно-территориальных единиц.
  2. Исполнительной госструктурой городов фед. значения в отношении недвижимости, расположенной в их пределах.

Заполнение документа осуществляется по утвержденной форме. Если бесхозяйное недвижимое имущество располагается на территории более 1-го МО, то бланк оформляется любым местным органом. При этом в документе указывается название другого МО, на территории которого также находится объект.

Подтверждающие документы

В первую очередь заинтересованное лицо предоставляет бумаги, удостоверяющие признание имущества бесхозяйным. К ним в том числе относят документы, подтверждающие, что объект не включен в федеральные, государственные и муниципальные реестры. Заинтересованное лицо предоставляет также бумагу, удостоверяющую, что соответствующие органы власти не регистрировали право собственности. Бесхозяйное имущество может стать таковым в случае, когда законный владелец отказывается от него. Этот факт должен также подтверждаться документально. Это обеспечивается документами, удостоверяющими право собственности субъекта и письменным отказом от владения объектом.

Правила предоставления

Заявление направляется в уполномоченный орган по почте, доставляется лично или в электронной форме. Бумажные документы предоставляются в двух экземплярах, за исключением случаев, предусмотренным в нормативных актах. Один из экземпляров должен являться оригиналом и после принятия на учет либо отказа в этом возвращается заинтересованному лицу. Электронные формы должны быть подписаны усиленной цифровой подписью.

Специфика процедуры

Заявление, а также документы, прилагаемые к нему, должны быть зарегистрированы в Книге входящих бумаг. Заинтересованное лицо получает расписку. Решение о постановке на учет принимается не позже 18 дней (календарных) с момента приема документов. После внесения необходимой записи, субъекту, отказавшемуся от законного владения, направляется соответствующее сообщение.

Приостановление процедуры

В законодательстве предусмотрены случаи, когда процесс постановки на учет прекращается. К таким ситуациям относят:

  1. Установление факта, что объект не является бесхозяйным. Это выясняется по содержанию представленных документов.
  2. При обращении заинтересованное лицо не предъявило заявления законного владельца об отказе от объекта либо из имеющейся бумаги не следует, что субъект не желает пользоваться и распоряжаться им.
  3. Предоставленные документы не указывают на то, что лицо является собственником.
  4. В ЕГРП присутствует запись об обременении/ограничении в отношении объекта. При этом из предоставленных документов не следует, что заинтересованное лицо знало о них.
  5. В срок, предусмотренный для рассмотрения обращения, в уполномоченный орган поступили бумаги об аресте либо запрете собственнику совершать сделки с объектом.

Приостановление процедуры осуществляется не более чем на 1 мес.

Пояснения

Присутствие в ЕГРП записей о наличии обременения/ограничения на момент направления заявления выступает в качестве основания для приостановления процедуры. Структура, уполномоченная на осуществления госрегистрации, прекращает процесс и незамедлительно извещает об этом территориальный орган власти. В случае поступления в ходе рассмотрения предоставленной документации сведений об аресте либо запрете законному владельцу осуществлять сделки с объектом, приостановив процедуру, также уведомляет об этом уполномоченную структуру местной администрации. Орган, прекративший процесс, должен известить заинтересованное лицо о том, что бесхозяйное имущество не регистрируется. При этом субъект может предоставить дополнительные сведения, выступающие в качестве основания для продолжения процедуры. При направлении уведомления законному владельцу, в нем дополнительно указывают, что цель отправки сообщения состоит в необходимости получения письменного отказа от объекта и возможностей распоряжаться и пользоваться им.

Отказ

Бесхозяйное имущество не может быть зарегистрировано в случаях, если:

  1. Законный владелец объекта предоставляет в уполномоченный орган документ, свидетельствующий о принятии его вновь во владение, распоряжение и пользование.
  2. Собственник направит бумагу, указывающую на то, что действия, направленные на отказ от прав на имущество, ранее им не совершались. В документе могут также содержаться сведения о том, что субъект не выражал волеизъявления прекратить распоряжаться, пользоваться и владеть объектом.
  3. В течение установленного срока законный владелец не направит никакого письменного уведомления либо организация связи подтвердит невозможность вручения извещения в связи с отсутствием получателя по указанному адресу. При этом местный орган власти также должен не представить документ от собственника об его отказе о своих правах на имущество.
  4. По окончании срока, установленного в обращении о приостановлении процедуры, субъект, направивший данное ходатайство, не сообщит об устранении причин, явившихся основанием для этого.
  5. От прав на объект отказались не все сособственники.

Снятие с регистрации

Бесхозяйное имущество исключается из реестра в случаях:

  1. Принятия объекта вновь во владение субъектом, ранее отказавшимся от этого.
  2. Госрегистрации прав собственности на имущество в порядке, предусмотренном в законодательстве.
  3. Передачи объекта лицу в силу приобретательной давности.
  4. Госрегистрации права лица, ранее неизвестного, в соответствии с чем имущество и было поставлено на учет.

Дополнительно

Признание права

Бесхозяйное имущество может использоваться субъектом, не являющимся законным владельцем, или финансовым органом (если вещь изъята уполномоченной исполнительной структурой в рамках ее компетенции). Для приобретения официальных юридических возможностей в отношении вещи, необходимо подать документы в суд. В их числе и бумаги, подтверждающие признание бесхозяйным недвижимого имущества. Речь, в частности, о выписках из ЕГРП, содержащей соответствующую запись. Если обращение в суд состоялось до завершения года с даты принятия объекта на учет структурой, выполняющей госрегистрацию, субъекту будет отказано в принятии иска. Соответственно, производство по делу будет прекращено.

Содержание обращения в суд

В заявлении необходимо указать:

  1. Наименование объекта.
  2. Описание основных характеристик.
  3. Доказательства отказа хозяина от права собственности на вещь.
  4. Подтверждения тому, что субъект вступил во владение объектом.

Для недвижимости дополнительно указывают дату внесения сведений в ЕГРП и орган, осуществивший данную процедуру. Кроме этого, предъявляются доказательства, свидетельствующие об отсутствии законного владельца у объекта.

Рассмотрение дела

Разбирательство осуществляется с привлечением всех заинтересованных лиц. При подготовке к заседанию суд выясняет круг субъектов, которые могут предоставить сведения о принадлежности спорного объекта, направляет запросы в соответствующие организации. После установления факта отказа законного владельца принимается одно из следующих решений:

  1. Признать имущество бесхозяйным и предоставить его заинтересованному лицу, вступившему во владение.
  2. Передать объект муниципалитету или городу фед. значения. Данное решение принимается в отношении недвижимости.

Соответствующие записи вносятся в ЕГРП.

Заключение

После госрегистрации права собственности (кроме государственной/муниципальной) уполномоченный орган в пятидневный срок направляет в исполнительную структуру города фед. значения или местного самоуправления извещение. Операции осуществляются в порядке, установленном для уведомления законного владельца о внесении записей об обременении/ограничении, введенном не по инициативе последнего. При проведении госрегистрации прав муниципальной/госсобственности на объект, уполномоченная структура обязана направить извещение субъекту, отказавшемуся от законного владения. В уведомлении указываются реквизиты судебного решения, в соответствии с которым была осуществлена процедура. Операции осуществляются по правилам, предусмотренным для уведомления собственника о выполненной процедуре госрегистрации права собственности муниципального образования или субъекта РФ на земельный надел либо долю участка, от законного владения которыми отказался прежний хозяин.

Бесхозяйный объект недвижимого имущества

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее — Порядок) утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931.

В соответствии с п.5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее — Заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

К заявлению должны быть приложены документы, определенные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 №1532:

а) в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, — документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе:

документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение, машино-место:

заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

Согласно п.3 Порядка, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.

Государственный кадастровый учет осуществляется на основании технического плана.

Документы для постановки объекта недвижимости на учет как бесхозяйного недвижимого имущества подаются органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Постановка на учет бесхозяйного имущества осуществляется без одновременного кадастрового учета земельного участка, в пределах которого расположен объект.

При подготовке технического плана кадастровый инженер в сведениях о земельном участке не указывает кадастровый номер земельного участка, достаточным является указание номера кадастрового квартала, в пределах которого расположен объект. В разделе технического плана «Заключение кадастрового инженера» отображается информация следующего содержания: «Земельный участок невозможно сформировать в связи с отсутствием оснований для подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка в соответствии с Земельным кодексом РФ».

Документы могут быть поданы через сайт Росреестра (www.rosreestr.ru) и «Личный кабинет» на Едином портале государственных услуг Российской Федерации (www.gosuslugi.ru).

Порядок представления документов через сайт Росреестра:

• Если объект недвижимости стоит на кадастровом учете, то орган местного самоуправления на сайте Росреестра через электронный сервис «Государственная регистрация прав» заполняет заявление, выбрав цель обращения «Постановка на учёт бесхозяйных недвижимых вещей».

• Если объект недвижимости не стоит на государственном кадастровом учете, то одновременно через электронный сервис «Государственный кадастровый учет» подается заявление о постановке на государственной кадастровый учет объекта, к которому дополнительно (информационно) приобщается файл заявления о постановке на государственный кадастровый учет и принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости, которое изготавливается самостоятельно органом местного самоуправления посредством Word с последующем переводом в PDF формат, с обязательным подписанием УКЭП лица, подающего заявление. Через электронный сервис «Государственная регистрация прав» подается заявление «Постановка на учёт бесхозяйных недвижимых вещей», в графе для дополнительной информации которого необходимо указывать сформированный номер заявки на государственная кадастровый учет.

Порядок представления документов через «Личный кабинет» на Едином портале государственных услуг Российской Федерации:

1. Выбирается вкладка «Кадастровый учет с одновременной регистрацией права»;

2. Далее вкладка «Постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация возникновения права»;

3. На шаге №1 выражается согласие на обработку персональных данных;

4. На шаге №2 заполняются данные о заявителе;

5. На шаге №3 «Содержание ходатайства» заполняется описание объекта. В графе «Вид права» выбирается — «Собственность»;

6. На шаге №4 «Прилагаемые документы»: приобщается паспорт заявителя, во вкладке «Иной документ» выбирается вид документа — Заявление о постановке на учет (снятии с учета) бесхозяйных недвижимых вещей (ст.3 Федерального закона №218 ФЗ от 13.07.2015года » О государственной регистрации недвижимости»). В строке «Номер» можно указать «*», в строке «Дата выдачи» — дата подачи заявления, в строке орган выдавший документ — «*». Далее прикрепляется файл заявления о постановке на государственный кадастровый учет и принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости, . которое изготавливается самостоятельно органом местного самоуправления посредством Word с последующем переводом в XML формат либо PDF формат, с обязательным подписанием УКЭП лица, подающего заявление на учет бесхозяйного имущества.

»

Это важно знать:  Захват общедомовой территории в многоквартирном доме
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector