Аннулирование лицензии на управление многоквартирным домом

Отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, является одним из оснований для принятия в судебном порядке решения об аннулировании лицензии (часть 2 статьи 199 ЖК РФ). Подобная судебная практика получила весьма широкое распространение в последнее время. Однако так ли однозначна данная норма? Рассмотрим это на примере одного интересного дела, которое дошло до Верховного Суда.

Управляющая компания имела лицензию от 20.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. По состоянию на 11.07.2018 сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество, в реестре лицензий отсутствовали. Установив указанное обстоятельство, органы ГЖИ обратились в арбитражный суд с исковым заявлением об аннулировании предоставленной лицензии.

Позиция суда первой инстанции

При рассмотрении дела судом первой инстанции исковое заявление было удовлетворено по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии. Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является, в том числе отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 199 ЖК РФ). Данные обстоятельства являются достаточными для удовлетворения искового заявления.

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

Позиция суда апелляционной инстанции

Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции было отменено, по делу принят новый судебный акт, которым было отказано в удовлетворении исковых требований. В обоснование своей позиции суд апелляционной инстанции сослался на следующие доводы:

1.Аннулирование лицензии по заявлению уполномоченного органа является правом, а не обязанностью суда, возможность реализации которого обусловлена соответствующими предусмотренными законом обстоятельствами.

2.Позиция заявителя, поддержанная судом первой инстанции, не соответствует правовой природе института «аннулирование лицензии» и не основана на буквальном толковании предусмотренного частью 2 статьи 199 ЖК РФ основания для аннулирования лицензии в связи со следующим. Пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указывает на то, что при рассмотрении дел об оспаривании решений. административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

3.Частью 2 статьи 199 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ установлена возможность обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае отсутствия в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Из буквального толкования приведенной нормы следует, что основанием для аннулирования лицензии может служить только то обстоятельство, что многоквартирный дом был принят в управление лицензиата, однако сведения о таком доме не включены в реестр лицензий, то есть не выполнена публично-правовая обязанность лицензиата, предусмотренная нормами статьи 198 ЖК РФ. Указанное толкование соотносится с правовой природой аннулирования лицензии как административно-правовой санкции, применение которой возможно лишь при виновном совершении лицензиатом нарушения требований соответствующего законодательства.

4.По смыслу вышеприведенных положений Закона № 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности, но не устанавливает обязанности по осуществлению такой деятельности. Соответственно нереализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности по управлению многоквартирными домами в течение шести месяцев также не может быть квалифицирована в качестве нарушения положений главы 19 ЖК РФ

Позиция Верховного Суда РФ

Как и на каких основаниях происходит лишение лицензии управляющей компании? Все нюансы и пошаговая инструкция

Чтобы осуществлять свою деятельность законно, все управляющие компании должны получить лицензию. И это будет говорить о том, что компания (УК) обязуется выполнять все требования, которые предписывает законодательство РФ.

После проведения проверки и анализа документов вся информация о УК фиксируется в специальном реестре.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Законодательная база

При получении лицензии каждая управляющая организация чётко соблюдает требования закона, а именно ФЗ№ 255 от 21.07.2014. Однако при любом выявленном нарушении компании может грозить уголовная или административная ответственность.

Если нарушений зафиксировано много, то УК может быть лишена лицензии, выданной ранее. При зафиксированных двух и более нарушений в течение 12 календарных месяцев со стороны УК влечёт за собою отзыв права по управлению жилым домом.

При этом органы, осуществляющие контроль, в первую очередь принимают к сведению нарушения, связанные с:

  1. Правилами пожарной безопасности.
  2. Некомпетентным содержанием общедомового имущества.
  3. Несоблюдением правил по проведению ремонтных работ.
  4. Раскрытием частной информации.
  5. Несоблюдение условий, оговоренных в соглашении.
  6. Нарушением норм эксплуатации МКД.
  7. Несоблюдением нормативов по предоставлению коммунальных услуг.

Статья 196 ЖК РФ чётко регламентирует о проведении контроля над деятельностью управляющих организаций.

Для этого жильцам следует пожаловаться в органы жилищной инспекции, направив письменное заявление.

И, если после проведения проверки найдётся достаточно оснований, то УК может быть лишена лицензии.

Ответственность за нарушение требований

Осуществлением проверок работы управляющих компаний занимается Госжилнадзор. Он имеет полномочия проводить документальные и выездные проверки. Если после проверок будут зафиксированы нарушения, то это должно отображаться в соответствующем протоколе.

В него фиксируется:

  1. Сам факт выявленного нарушения.
  2. Обстоятельства произошедшего нарушения.
  3. Принятые действия или бездействие управляющей компании.
  4. Определение виновных лиц, которые несут ответственность за выполняемые работы (пункт 2 статья 196 ЖК РФ).

Если проводится документальная проверка УК, то представители Госжилнадзора требуют документацию, подтверждающую факт всех выявленных нарушений. Также УК должна предоставить необходимые пояснения в срок до 10 календарных дней. При выраженных несоответствиях и некорректных пояснениях назначается день для проведения выездной проверки. Такая проверка оформляется специальным актом.

Нарушение лицензионных требований управляющей организацией и статья КоАП

При установленных нарушениях руководство управляющей компании получает на руки предписание с требованиями устранения недочётов в определённый срок. Также УК могут привлечь к административной ответственности и наложить штрафные санкции согласно статье 7.23.3 КоАП РФ.

За что могут лишить лицензии?

Важно понимать, что лишение может последовать только после решения суда. При этом перед вынесением вердикта суд тщательно анализирует основания для лишения лицензии управляющей компании. Для этого контролирующие органы должны предоставить серьёзные доказательства о том, что УК нарушала закон. При этом сотрудники Госжилнадзора должны подать исковое заявление в суд при наличии соответствующих оснований для отзыва лицензии ЖКХ.

Лицензию могут отозвать при следующих ситуациях:

  • Искажение информации управляющей организацией.
  • Нарушение требований по лицензированию.
  • Отказ от выполнения условий контракта с жителями жилого объекта.
  • Нарушения процесса получения лицензии (предоставление заведомо ложной информации).

Приостановление деятельности УК на определённое время может последовать, если:

  1. Данные об управляющей организации являются недействительными.
  2. У организации нет подходящих помещений.
  3. У сотрудников отсутствует необходимая квалификационная подготовка.
  4. Штат организации не укомплектован полностью.

При этом сам процесс отзыва имеет особенности:

  • аннулирование лицензии не расторгает соглашение с жильцами дома. Согласно законам РФ, жители вправе повлиять на работу УК при условии, если компания получит соответствующее разрешение в вышестоящих органах;
  • если на протяжении 12 месяцев УК не выполняет предписания органов, осуществляющих контроль более 2 раз, то данные автоматически удаляются из регистрационного реестра.

Порядок лишения лицензии управляющей компании

В целом весь процесс занимает около 12 месяцев.

  1. Проверка контролирующими органами деятельности управляющей организации и сбор доказательств на выявленные нарушения.
  2. Передача всей документации от Госжилнадзора к уполномоченным органам по лицензированию.
  3. При принятии комиссией положительного решения производится передача искового заявления в судебный орган.
  4. Принятие судом решения об отзыве лицензии у управляющей компании ЖКХ.
  5. Аннулирование лицензии УК.

Если УК уполномочена далее управлять домом без лицензии, то об этом факте собственники должны быть извещены в письменном виде.

После получения уведомления в срок до 15 календарных дней жители объекта должны найти и избрать новую организацию, которая имеет все разрешение на управление многоквартирными домами. При игнорировании оповещения собственниками органы местной власти могут самостоятельно провести отбор на конкурсной основе. Собственникам дома лучше всего самостоятельно подойти к вопросу выбора новой компании.

Также при желании собственников старой УК могут вернуть лицензию на осуществление деятельности. Подводя итоги, можно отметить, что лишение лицензии является долгим и трудоёмким процессом. При соблюдении законов РФ УК могут дать время на исправление недочётов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Основания для лишения лицензии управляющей компании и порядок процедуры. Сможет ли УК работать дальше?

Некоторые виды деятельности в РФ имеют разрешительный характер. То есть организация сначала должна получить от государства разрешение, и только потом приступать к избранной деятельности.

Право выполнять те или иные работы подтверждается лицензией. Этот документ свидетельствует, что организация прошла государственную проверку.

С 2015 года УК в сфере ЖКХ должны в обязательном порядке проходить государственную проверку и получать соответствующее разрешение, то есть лицензию. Без этого жильцы ее даже не смогут выбрать в качестве управленца своим многоквартирным домом.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Нарушение лицензионных требований управляющей организацией

Факт получения лицензии свидетельствует о том, что УК соответствует изложенным в законе требованиям. (ФЗ №255 от 2014 г.).

Если в течение одного года УК было допущено не менее двух нарушений при управлении многоквартирным домом (в дальнейшем МКД), то она может лишиться права им управлять.

В случае, когда нарушения были допущены в не менее чем 15% домов, которые находятся на обслуживании у УК, то лицензию у такой компании могут отозвать, аннулировать решением суда.

За деятельностью УК осуществляется лицензионный контроль, основной целью которого является выявление нарушений и их пресечение (часть 2 ст.196 ЖК РФ).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: